Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды Республики Бурятия» является официальным документом, подготовленным в целях обеспечения государственных органов управления, научных, общественных организаций и широкого круга общественности объективной, систематизированной информацией о качестве окружающей среды Республики Бурятия, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения.
Основная цель документа – анализ экологической обстановки в Республике Бурятия на основе полученных данных министерств и ведомств Республики Бурятия, деятельность которых связана с охраной окружающей среды и природопользованием.
В разделах доклада содержится информация, характеризующая состояние и изменение лесных, минерально-сырьевых, земельных, водных ресурсов, объектов животного мира. Приводится аналитическая информация о загрязнении атмосферного воздуха, сбросах загрязняющих веществ в водные объекты, сведения об образовании и размещении отходов производства и потребления. Кроме того, доклад содержит данные о воздействии на окружающую среду основных видов экономической деятельности, радиационной обстановке в Республике Бурятия, влиянию экологических факторов на здоровье населения республики и сохранение культурного наследия.
Важной составной частью доклада являются разделы, посвященные государственному регулированию в области охраны окружающей среды и природопользования, где приведена информация о природоохранном законодательстве, прокурорском надзоре, государственном контроле, проведении экологической экспертизы, об экологических программах и их реализации, об экологическом образовании, просвещении и воспитании.
Доклад представляет целостную картину экологической, природоохранной и природно-ресурсной направленности и заслуживает внимания всех, интересующихся проблемами рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в сфере хозяйственной деятельности. При подготовке доклада были использованы материалы, предоставленные следующими организациями:
1. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия;
2. Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия;
3. Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного комплекса Республики Бурятия;
4. Министерство культуры Республики Бурятия;
5. Министерство образования и науки Республики Бурятия;
6. Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия;
7. Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура;
8. Бурятский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Бурятский ЦГМС);
9. Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Республике Бурятия
10. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия;
11. Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
12. Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории;
13. Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия;
14. Территориальный отдел водных ресурсов по Республике Бурятия;
15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия
16. Управление по Иркутской области и Республике Бурятия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
17. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия;
18. Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства;
19. ФГБУ «Главрыбвод» Байкальский филиал;
20. Республиканское агентство лесного хозяйства (РАЛХ);
21. Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор);
22. ГП «Республиканский аналитический центр»;
23. БУ РБ «Бурприрода»;
24. ФГБУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник»;
25. ФГБУ «Государственный заповедник «Джергинский»;
26. ФГБУ «Заповедное Подлеморье»;
27. ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»;
28. ГБУ ДО «Ресурсный Эколого-Биологический Центр Республики Бурятия» г. Улан-Удэ;
29. ФГБУН Байкальский институт природопользования СО РАН;
30. ФГБУН Геологический институт СО РАН;
31. ФГБУН Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН;
32. ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»;
33. ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»;
34. Бурятское республиканское отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»;
35. АНО «Центр экологии и туризма «Чистая Бурятия»;
36. АНО «Событие»
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия благодарит всех, кто принимал участие в подготовке настоящего доклада и надеется на дальнейшее сотрудничество.
1. Основные сведения
Республика Бурятия находится в Северной Азии. Ее территория составляет 351,3 тыс. км2 Республика граничит: на юге – с государством Монголия; на юго-западе – с Республикой Тыва; на северо-западе – с Иркутской областью; на востоке – с Забайкальским краем.
Значительную часть территории Республики Бурятия (58%) занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Климат Республики Бурятия резко-континентальный с холодной зимой и жарким летом. По количеству солнечных дней Бурятию сравнивают с Крымом. Зима холодная, с сухим морозом и малым количеством снега. Весна ветреная с заморозками и почти без осадков. Лето короткое, с жаркими, а временами прохладными днями и обильными осадками в июле и августе. Осень наступает незаметно, без резкой смены погоды, в отдельные годы она бывает долгой и теплой. Средняя температура летом +18,5 градусов, зимой – 22, а среднегодовая температура –1,6 градуса. В год в среднем выпадает 244 мм осадков. Больше половины (73%) территории Бурятии занимают леса, 6% – воды, 11% – сельскохозяйственные угодья, 1% – оленьи пастбища, 9% – прочие земли.
Преобладающими факторами земной поверхности является разнообразие горного ландшафта, равнинных участков мало, в основном, они расположены высоко над уровнем моря (около 500-700 м). Уровень озера Байкал (самое низкое место в Бурятии) находится на высоте 455 метров над уровнем моря. На территории республики свыше 25 тыс. рек, из которых 99% – это малые реки, длиной менее 100 км. Реки относятся к трем крупным водным бассейнам оз. Байкал, рек Лены и Ангары. При этом больше половины территории Бурятии входит в бассейн озера Байкал.
Республика богата минерально-сырьевыми ресурсами. На ее территории разведаны месторождения различных полезных ископаемых (золота, вольфрама, урана, полиметаллов, алюминия, молибдена, бериллия, плавикового шпата, бурого и каменного угля, асбеста, нефрита и т.д.). Также республика богата минеральными водами с уникальными водно-физическими свойствами, химическим и газовым составом.
2. Атмосферный воздух
2.1. Качество атмосферного воздуха населенных пунктов
2.2. Выбросы загрязняющих веществ
Таблица
Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, тыс. тонн
2.3. Мероприятия, направленные на улучшение качества атмосферного воздуха
3. Климатическая характеристика
3.1. Особенности климата
3.2. Мероприятия по предотвращению изменения климата и адаптации к климатическим изменениям
4. Водные ресурсы
Территория Республики Бурятия относится к трем крупным бассейнам: озера Байкал (площадь – 186,8 тыс. км2), рек Лена (площадь – 126,7 тыс. км2) и Ангара (площадь – 37,8 тыс. км2).
Более 50% территории республики расположено в бассейне озера Байкал. В соответствии с федеральным законом «Об охране озера Байкал» данная территория вошла в состав Байкальской природной территории (БПТ), на которой установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности. Акватория озера и прилегающие к ней особо охраняемые природные территории включены в центральную экологическую зону, на которой установлен более жесткий регламент хозяйственной и иной деятельности.
В Республике Бурятия насчитывается свыше 32 тыс. рек общей протяженностью 152 тыс. км. Из общего числа рек лишь 65 относятся к категории больших и средних. Таким образом, более 99% рек республики составляют малые реки длиной менее 10 км.
Половина общего количества рек Бурятии относится к бассейну озера Байкал, соответственно по 23% и 19% к бассейнам рек Лена и Ангара.
Гидрографическая сеть на территории республики распределена довольно равномерно. Для большей части территории коэффициент густоты речной сети составляет 0,4-0,6 км/км2. Наибольшая густота речной сети (0,8-1,0 км/км2 и более) характерна для Восточных Саян, западной части хребта Хамар-Дабан; в северных и юго-западных районах речная сеть наиболее развита в зоне 1100-1200 м и колеблется от 0,60 до 1,0 км/км2. Менее развита речная сеть в нижней части бассейнов рек Джида и Чикой, где коэффициент густоты речной сети не превышает 0,2 км/км2.
На территории Республики Бурятия в соответствии с картой современного гидрогеологического районирования России выделено две сложные гидрогеологические складчатые области I порядка: Алтае-Саянская и Байкало-Витимская: Байкало-Витимская подразделяется на пять структур II порядка: Байкало-Патомскую, Джида-Витимскую, Байкало-Муйскую, Малхано-Становую и Хамар-Дабан-Баргузинскую ГСО, Алтан-Саянская – на Сангелинскую и Саяно-Тувинскую.
Особенность геолого-гидрогеологических, климатических, геокриологических условий территории республики определяют характер распространения, условия залегания и формирования ресурсов подземных вод.
В северных и горных районах в области криолитозоны условия формирования ресурсов подземных вод, вследствие развития многолетнемерзлых толщ, затруднено, как в гидрогеологических массивах, так и в межгорных бассейнах.
В южных районах Западного Забайкалья величина питания подземных вод значительно ниже, чем в Прибайкалье, вследствие незначительного атмосферного увлажнения и интенсивного испарения.
4.4. Мероприятия по охране водных ресурсов
5. Недра
5.1. Минерально-сырьевые ресурсы
Республика Бурятия обладает значительным потенциалом разведанных запасов минерального сырья.
На ее территории выявлено более 700 различных по генезису месторождений полезных ископаемых. Среди них месторождения золота, флюорита, молибдена, полиметаллов, вольфрама, бериллия, хризотил-асбеста, урана, олова, меди и никеля, алюминия, особо чистого кварцевого сырья, апатитов, фосфоритов, бора, графита, цеолитов, нефрита. Топливно-энергетические ресурсы представлены 10 месторождениями бурого и 4 месторождениями каменного угля, балансовых запасов которых хватит на сотни лет для обеспечения потребностей топливно-энергетического комплекса Бурятии и близлежащих регионов.
5.2. Состояние лицензионной деятельности в сфере недродопользования
6. Почвы и земельные ресурсы
6.1. Характеристика почв и земельных ресурсов
Согласно действующему законодательству, государственный учет наличия и использования земель осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем.
В составе земельного фонда категория земель – это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению, имеющая определенный правовой режим.
Информация по распределению земельного фонда составлена на основе данных статистических отчетов о наличии и распределении земель в административных районах и городах республики, а также подготовленного на их основе отчета о наличии и распределении земель в Республике Бурятия по формам федерального статистического наблюдения, утвержденным приказом Росстата от 07.12.2018 № 726. Официальная статистическая информация о наличии и распределении земель сформирована на основе сведений о земельных участках (землепользованиях) и землях, ранее учтенных в документах государственного земельного кадастра и государственного кадастра недвижимости, сведений, которые в течение отчетного года претерпели изменения при осуществлении государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета и содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Земли сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
В целях обеспечения эффективного использования особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Республики Бурятия, в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Законом Республики Бурятия от 30.12.2003 № 601-III «О земле» постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.12.2012 № 772 утвержден Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Республики Бурятия, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается. Порядок ведения Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Республики Бурятия, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.09.2011 № 484. Таблица
Динамика площади особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Республики Бурятия, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается
Наименование муниципального образования
Реестровый номер по Единому государственному реестру недвижимости
Площадь особо ценных продуктивных сельхозугодий, по состоянию на 31 декабря соответствующего года, га
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
Баргузинский район
03:01-6.302
41057.13
41057.13
41057.13
41057.13
41042.56
41042.56
37961.89
37961.89
37961.89
37961.89
37961.89
37961.89
0
0
Баунтовский район
03:02-6.412
25319.72
25319.72
25319.72
25319.72
25319.72
25319.72
21325.19
21325.19
21325.19
21325.19
21325.19
21325.19
0
0
Бичурский район
03:03-6.333
71243.38
71243.38
71243.38
71243.38
71243.38
71243.38
64645.85
64645.85
64645.85
65265.6
65265.6
65265.6
0
0
Джидинский район
03:04-6.215
123310.92
123310.92
123310.92
123310.92
123310.92
123310.92
76660.88
76660.88
76660.10
76660.10
76660.10
76650.14
0
0
Еравнинский район
03:05-6.928
116715.8
116715.8
116715.8
116715.8
116703.96
116544.46
113575.72
113532.68
113529.28
113519.15
113519.15
113512.62
0
0
Заиграевский район
03:06-6.588
58389.57
58348.2
57919.63
57919.63
57850.56
56834.45
52024.6
52024.6
52024.6
52019.59
52008.88
51978.34
0
0
Закаменский район
03:07-6.251
41294.87
41294.87
41294.87
41294.87
41189.66
41186.46
35821.77
35821.77
35821.77
35821.77
35821.77
35762.07
0
0
Иволгинский район
03:08-6.58
39605.29
39574.92
39155.67
39155.67
39086.2
39085.66
27957.19
27957.19
27957.19
27957.19
27955.28
27932.69
0
0
Кабанский район
03:09-6.470
61199.45
61199.45
61199.45
61199.45
58973.26
58973.26
45581.15
45581.15
45581.15
45575.15
45575.15
45569.23
0
0
Кижингинский район
03:10-6.98
80088.71
80088.71
80088.71
80088.71
80088.71
80088.71
73662.38
73662.38
73662.38
73661.49
73661.49
73661.49
0
0
Курумканский район
03:11-6.388
65956.08
65956.08
65956.08
65956.08
65956.08
65956.08
41949.94
41949.94
41949.94
41949.94
41949.94
41947.59
0
0
Кяхтинский район
03:12-6.184
66557.74
66557.74
66557.74
66557.74
66557.74
66557.74
62381.66
62272.27
62272.27
62272.27
62272.27
62272.27
0
0
Муйский район
03:13-6.504
25
25
25
25
25
25
25
80.71
80.71
80.71
80.71
80.71
0
0
Мухоршибирский район
03:14-6.53
108713.79
108501.07
108264.39
108264.39
108220.08
108220.08
94950.54
94134.85
92134.81
92134.81
92134.81
92134.81
0
0
Окинский район
03:15-6.19
2477.12
2477.12
2477.12
2477.12
2477.12
2477.12
2477.12
2477.12
2477.12
2477.12
2477.12
2477.12
0
0
Прибайкальский район
03:16-6.9
17094.93
17094.93
14128.45
14128.45
14121.57
14121.57
13465.15
13465.15
13461.89
13461.89
13455
13455
0
0
Северо-Байкальский район
03:17-6.456
1336.74
1336.74
1336.74
1336.74
1336.74
1336.74
1579.96
1579.96
1579.96
1579.96
1579.96
1579.96
0
0
Селенгинский район
03:18-6.5
113214
113214
113211.51
113211.51
113209.22
113205.83
79445.16
78816.16
78816.16
78816.16
78813.54
78813.54
0
0
Тарбагатйский район
03:19:6.319
54273.42
54273.42
54262.03
54262.03
54294.46
54238.86
47675.74
47673.84
47673.84
47673.84
47673.84
47643.91
0
0
Тункинский район
03:20-6.263
45886.77
45886.77
45886.77
45886.77
45886.47
45871.86
27793.16
27793.16
27793.16
27793.16
27793.16
27793.16
0
0
Хоринский район
03:21-6.522
63220.56
63220.56
63220.56
63220.56
63220.56
63220.56
52548.33
52548.33
52547.93
56020.62
56020.62
56020.53
0
0
1196980.99
1196696.53
1192631.67
1192631.67
1190113.97
1188861.02
973508.38
971965.07
969957.19
974027.6
974005.47
973837.86
0
0
Земли населенных пунктов
В соответствии с действующим законодательством землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития, населенных пунктов. В категорию земель населенных пунктов включены земли, расположенные в пределах городской и поселковой черты, а также черты сельских населенных пунктов. Границы населенных пунктов представляют собой внешние границы земель, которая устанавливается на основании градостроительной документации и утверждается органами государственной власти.
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения
Земельные участки данной категории земель расположены за границами населенных пунктов. Наибольшие площади занимают объекты промышленности расположенные в Селенгинском, Кабанском, Заиграевском, Еравнинском районах. Предприятиям добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики, земельные участки предоставляются для размещения на них производственных и административных зданий и сооружений, линий передач, подъездных путей и других объектов.
К землям транспорта относятся земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного, речного и морского транспорта для осуществления специальных задач по содержанию, строительству, реконструкции, ремонту и развитию объектов транспорта.
Земли особо охраняемых территорий и объектов
В соответствии с действующим законодательством к особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В состав земель данной категории входят особо охраняемые природные территории, занимаемые государственными природными заповедниками, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами. Кроме природных территорий, в категорию земель входят земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта, отдыха и туризма, памятниками истории и культуры.
Земли лесного фонда
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, к данной категории относятся лесные и нелесные земли. Лесные земли представлены участками, покрытыми лесной растительностью, и участками, не покрытыми лесной растительностью, но предназначенными для ее восстановления (вырубки, гари, питомники и т.п.). К землям, не покрытым лесной растительностью, отнесены земли, предназначенные для обслуживания лесного хозяйства (просеки, дороги и др.). В состав земель лесного фонда не включены леса, учтенные в других категориях, непосредственными фондодержателями лесного фонда являются лесхозы и лесничества, за которыми закрепляются определенные участки лесного фонда с целью осуществления конкретной деятельности, включая лесные земли, переданные в аренду или срочное пользование другим землепользователям.
В таких районах как Баунтовский, Еравнинский, Закаменский, Курумканский, Муйский, Окинский, Прибайкальский, Северо-Байкальский на земли лесного фонда приходится более 80% занимаемой территории.
Земли водного фонда
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехнических и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов.
В учете земель водного фонда – это, прежде всего водопокрытые земли, занятые в основном поверхностными водными объектами, и расположенные за границами населенных пунктов. Именно эти земли в первую очередь подлежат переводу из других категорий в категорию земель водного фонда.
Республика Бурятия располагает богатыми водными ресурсами. Ее территория характеризуется сравнительно развитой гидрографической сетью.
На территории республики расположена большая часть уникального водоема – озера Байкал, который является важным транспортным путем и крупным рыбопромысловым водоемом.
Кроме Байкала на территории Республики Бурятия расположено несколько больших озерных групп – Гусино-Убукунская, Еравнинская, Баунтовская, Северо-Байкальская, Баргузинская. Наиболее крупные реки – Селенга, Витим, Баргузин и Верхняя Ангара имеют транспортное значение.
Земли запаса
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации землями запаса являются земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам. Таким образом, земли запаса – это неиспользуемые земли. По своему составу земли запаса не однородны. В земли запаса в установленном порядке могут переводиться деградированные сельскохозяйственные угодья, а также земли подверженные радиоактивному и химическому загрязнению и выведенные из хозяйственного использования. В данной категории присутствуют земельные доли, попавшие в категорию в составе земель неиспользуемого фонда перераспределения в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 01.0.2.1995 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев». А именно, продолжают оставаться в категории земель запаса: земельные доли, представляющие собой коллективно-долевую собственность ликвидированных предприятий; не востребованные земельные доли, от которых отказываются сельскохозяйственные предприятия, осуществляющие в отношении таких долей представительство и их использование; земельные доли, признанные бесхозяйными в соответствии с законодательством, то есть земли, составляющие неиспользуемый фонд перераспределения земель.
6.3. Мероприятия по охране и рациональному использованию почв и земельных ресурсов
7. Особо охраняемые природные территории
С учетом особенностей режима ООПТ различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории ООПТ регионального и местного значения.
ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к ООПТ федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к ООПТ федерального значения или ООПТ регионального значения. Природные парки относятся к ООПТ регионального значения.
Распределение площади ООПТ по категориям приведено в следующей таблице.
№ п/п
Категория
Общая площадь, га
1
Памятник природы
231567.32
2
Заказник
1191966.6
3
Рекреационная местность
13403
4
Природный парк
2316.85
5
Заповедник
773333
6
Национальный парк
1452655
7
Охранная зона
50916.803
ВСЕГО
3716158.57
Распределение площади ООПТ по значению приведено в следующей таблице.
Приказ Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 29.11.1984 N 443; приказ Минприроды России от 02.03.2016 N 63
Учрежден Правительством России 29.12.1916 (Собрание узаконений и распоряжений Правительства России N 18 от 20.01.1917); распоряжение Совета Министров РСФСР от 10.04.1958 N 1798-Р; приказ Минприроды России от 26.03.2009 N 71
Центральная ЭЗ / Рыбохозяйственная заповедная зона оз. Байкал / Водоохранная зона оз. Байкал (от 200 м) / Береговая полоса оз. Байкал (200 м)
Постановление Совета Министров Бурятской АССР от 24.11.1973 N 261; распоряжение Совета Министров РСФСР от 29.08.1974 N 104-Р; приказ Минприроды России от 13.11.2007 N 294
Центральная ЭЗ / Рыбохозяйственная заповедная зона оз. Байкал / Водоохранная зона оз. Байкал (от 200 м) / Береговая полоса оз. Байкал (200 м)
Центральная ЭЗ / Рыбохозяйственная заповедная зона оз. Байкал / Водоохранная зона оз. Байкал (от 200 м) / Береговая полоса оз. Байкал (200 м)
109200
03:17-6.842 / 03.17.2.1649
Обеспечение режима особой охраны ООПТ федерального значения возлагается на ФГБУ "Национальный парк "Тункинский", ФГБУ "Байкальский заповедник" (Байкальский заповедник, Алтачейский и Кабанский заказники), ФГБУ "Джергинский заповедник" и ФГБУ "Заповедное подлеморье" (Забайкальский национальный парк, Баргузинский заповедник и Фролихинский заказник) подведомственные Минприроды России.
7.2. ООПТ регионального и местного значения
ООПТ регионального значения и их охранные зоны находящиеся в ведении Минприроды РБ приведены в следующей таблице.
Решение исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 25.02.1985 №101 Об организации охраны памятников природы, Постановление правительства Республики Бурятия от 18.07.2023 №413 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 04.06.2019 N 292 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХРЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - ПАМЯТНИКАХ ПРИРОДЫ"
Решение исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 25.02.1985 №101 Об организации охраны памятников природы, Постановление Правительства Республики Бурятия от 18.07.2023 №413 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 04.06.2019 N 292 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХРЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - ПАМЯТНИКАХ ПРИРОДЫ"
Постановление Правительства РБ от 09.06.2012 № 342
Центральная ЭЗ / Рыбохозяйственная заповедная зона оз. Байкал / Водоохранная зона оз. Байкал (от 200 м) / Береговая полоса оз. Байкал (200 м)
709,3
03:16-9.1
Обеспечение режима особой охраны ООПТ возлагается на бюджетное учреждение Республики Бурятия "Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия"
7.3. Мероприятия, направленные на развитие сети ООПТ
8. Растительный и животный мир
8.1. Биоразнообразие растений, животных и грибов
Республика Бурятия – один из уникальных регионов России. В географическом отношении она находится на стыке Центральной и Северной Азии и на пограничном рубеже взаимного влияния Атлантики и Тихого океана.
Орографические особенности (высокие горные хребты, разновеликие и разнообразные по форме межгорные котловины) во многом определяют специфику территории. Весь комплекс природных факторов обусловил большое разнообразие, оригинальность и неповторимость флоры и растительности.
8.2. Охотничьи ресурсы
№ п/п
Охотресурс
2018 ЧИСЛЕННОСТЬ
2019 ЧИСЛЕННОСТЬ
2020 ЧИСЛЕННОСТЬ
2021 ЧИСЛЕННОСТЬ
2022 ЧИСЛЕННОСТЬ
2023 ЧИСЛЕННОСТЬ
1
Сибирская косуля
39324
41333
40986
33270
49341
52536
2
Бурый медведь
4362
5054
5444
4705
5637
10354
3
Барсук
3627
3851
3475
3510
5115
7974
4
Соболь
45478
46246
46890
39439
64276
62364
5
Дикий Северный олень
4303
4263
4497
4074
6711
6484
6
Благородный олень (Изюбрь)
21624
21990
21458
19362
27301
28297
7
Лось
12405
12456
11972
11806
13705
14826
8
Кабарга
39968
43256
44549
4746
58800
58081
9
Рысь
2074
2197
2526
2475
3508
4795
10
Белая куропатка
1883
2143
2454
3143
336
79787
11
Белка
5773
5079
4435
4152
5294
216029
12
Волк
76
58
82
117
156
2351
13
Глухарь
6529
10348
6034
5220
17266
91277
14
Горностай
140
145
176
251
323
8458
15
Даурская куропаткка
8162
8987
5059
3760
963
20208
16
Заяц-беляк
2595
2382
2255
2386
2702
75099
17
Колонок
235
201
227
226
248
9782
18
Лисица
160
72
82
96
149
2830
19
Ондатра
0
0
0
0
0
0
20
Росомаха
21
14
14
18
16
660
21
Рябчик
31370
51092
30709
30648
56418
326614
22
Сурок
0
0
0
0
0
0
23
Тетерев
2746
6386
3233
6114
1801
101835
ВСЕГО
232855
267553
236557
179518
320066
1180641
8.3. Водные биологические ресурсы
8.4. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды
9. Лесные ресурсы
Леса в республике занимают около 85% всей ее территории, в составе которого находятся: земли обороны и безопасности; земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса; земли ООПТ; земли иных категорий; земли лесного фонда.
Лесной план Республики Бурятия подготовленный на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития и документов территориального планирования Республики Бурятия, утвержденный постановлением Правительства РБ от 28.12.2018 N 763, действует до 31.12.2028.
Леса Бурятии постоянно испытывают негативное воздействие, которое вызывают лесные пожары, болезни леса, насекомые-фитофаги, неблагоприятные погодные условия, почвенно-климатические и антропогенные факторы. В результате воздействия этих факторов леса теряют свою биологическую устойчивость.
Наибольшее влияние на гибель лесных насаждений оказывают лесные пожары. От болезней леса и антропогенных факторов гибель лесов не зарегистрирована.
9.3. Использование лесов
Таблица
Динамика объемов заготовки древесины на землях лесного фонда
Обеспечение экологической безопасности в сфере лесных отношений состоит из эффективной охраны лесов от неблагоприятных факторов (незаконные рубки лесных насаждений, лесные пожары), обеспечения рационального использования лесов и экологических прав граждан.
Ежегодно разрабатываются совместные с территориальными подразделениями МВД по Республике Бурятия, муниципальными образованиями, территориальными подразделениями ОНД районов мероприятия по проверке исполнения требований лесного законодательства в сфере заготовки и оборота древесины, взаимодействия по выявлению виновников лесных пожаров и лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расследованию причин и условий возникновения лесных пожаров.
По результатам анализа причин и факторов, обуславливающих проявление нелегального лесопользования, принимаются следующие меры:
- проводится наземный мониторинг участков лесного фонда, на которых приходится наибольшая часть нарушений лесного законодательства;
- проводится дистанционный мониторинг;
- в периоды наибольшей активности нарушителей на конкретных лесных участках должностными лицами лесничеств осуществляются рейдовые мероприятия. С целью усиления данного направления РАЛХ сформированы оперативные группы.
Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.
Общественными инспекторами по охране окружающей среды ведутся:
- агитационные и профилактические беседы с населением;
- проводятся мероприятия по экологическому просвещению населения (беседы с населением о правилах поведения в лесах);
- привлекаются на патрулирование лесов совместно с лесничествами так и самостоятельными группами;
- направляются сообщения в лесничество, содержащие данные, указывающие на наличие признаков нарушений лесного законодательства.
Профилактическая работа по информированию населения о соблюдении лесного законодательства осуществлялась через СМИ, интернет-ресурсы, организацию просветительских акций, проведением открытых уроков, лекций в учебных заведениях республики, распространением печатного агитационного материала.
В целях привлечения подростков (школьников) к практическому участию в решении природоохранных задач в республике организована работа в школьных лесничеств. Ежегодно проводятся республиканские конкурсы по сбережению лесного достояния республики – «Береги лес», «Сохраним леса Байкала», «Защитим лес от пожаров».
10. Отходы производства и потребления
10.1. Образование отходов производства и потребления
10.2. Обращение с отходами производства и потребления
10.3. Мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления
11. Окружающая среда и здоровье населения
11.1. Состояние атмосферного воздуха и здоровье населения
11.2. Качество питьевых вод и здоровье населения
11.3. Радиационная обстановка
11.4. Меры по снижению влияния негативных факторов окружающей среды на здоровье населения
12. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования
12.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды
12.2. Государственная экологическая экспертиза
12.3. Государственный экологический мониторинг
12.4. Контрольная (надзорная) деятельность
Государственный экологический надзор осуществляется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)». Государственный экологический надзор проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
К уполномоченным федеральным органам исполнительной власти осуществляющих виды федерального государственного экологического надзора на территории Республики Бурятия относятся:
• Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
• Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории;
• Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства;
• Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (Россельхознадзора).
Кроме того, в рамках переданных федеральных полномочий в сфере лесных отношений Республиканское агентство лесного хозяйства осуществляет государственный лесной надзор.
К органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор, относится Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор).
Таблица
Динамика контрольно-надзорных мероприятий Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования