Месторождения строительных материалов Бурятской АССР


Раздел создан по материалам "Объяснительная записка к обзорной карте месторождений строительных материалов Бурятской АССР масштаба 1:000000, в трех томах, Министерство геологии СССР, объединение "Союзгеолфонд" Москва 1988 г.
Дается описание состояния минерально-сырьевой базы строительных материалов Бурятской АССР. Приводится описание разведанных месторождений, степень их освоения по состоянию на 01.01.1982 г., а также данные о перспективах расширения минерально-сырьевой базы строительных материалов республики.

Таловское месторождение песчано-гравийной смеси


Подробно:  Расположено на левобережье р. Селенги междуречье её левых притоков pp. Пьяная и Таловка, в 90 км. к северо-западу от г. Улан-Удэ и в 65 км. к востоку от пос. Каменск. Представлено пятью участками - Таловским, Таловским 1 и 2, Юговским и Кукуйским. Первые три примыкают к территории Таловского завода ЖБК и к главной магистрали ВСЖД со ст. Таловка, находящейся в 200-700 м от этих участков. Вдоль северного фланга Таловского участка проходит гудронированное шоссе Улан-Удэ - Иркутск. Севернее, в 2 км., протекает судоходная р. Селенга, на острове которой расположен Юговский участок. Кукуйский участок с забалансовыми запасами примыкает к Селенге и находится в 1,5 км. к северу от завода. Все участки связаны со ст. Таловка, с шоссе и заводом сетью грунтовых дорог удовлетворительного качества. Разведанная площадь месторождения - 2109961 м. Участки. Таловский, Таловский 1 и 2 Расположены в радиусе 0,2- 0,7 км. от Таловского завода ЖБК. Таловский и Таловский 1 участки примыкают с северо-северо-запада к территории завода. Участок Таловский 2 находится в 100 южнее завода и линии ВСЖД. Таловский участок детально разведан в 1947-48 гг. и в 1963-64 гг.; в 1962-63 гг. проведена поисковая разведка участка Таловский 2 и детальная разведка участка Таловский 1 (Чумак, 1964). Месторождение представлено аллювиальными песчано-гравийными отложениями. Второй надпойменной террасы р. Селенги. Песчано-гравийные осадки залегают в виде косослоистой пластообразной залежи с неоднократно размытой кровлей в районе р. Таловка. Вскрышные породы представлены пылеватыми песками, супесями и суглинками. Нижние горизонты песков имеют существенно кварцевый состав, содержат примесь гравия до 15 % и частично включены в полезную толщу. Месторождение разведано на неполную мощность песчано-гравийной залежи, до глубины 13 м. Разведанная площадь имеет среднюю мощность полезной толщи - 5,7 - 7,5, вскрыши - 1,5 - 2,9 м. Содержание гравия в смеси колеблется от 5 до 60 %. Средневзвешенное содержание гравия по Таловскому участку - 51 %, Таловскому 1 - 47 %, Таловскому 2 - 52 %, Кукуйскому - 39 %. Гравий представлен окатанными обломками метаморфических (роговики, сланцы, кварциты), интрузивных (граниты, сиениты, диориты, пегматиты, аплиты) и эффузивных пород (порфирита, альбитофиры и пр.). По минералогическому составу песок-отсев кварц-полевошпатовый (кварца - 64-76%, полевого шпата - 22-28%, магнетита, лимонита - 2-3%, слюды - единичные зерна). Химический состав песка не определялся. По результатам рассева в смеси преобладают песчаные фракции. Песок-отсев характеризуется крайне изменчивым гранулометрическим составом (крупный, средний и мелкий песок в пространстве не геометризуются) и повышенным содержанием мелких и пылеватых фракций. Кондиционными для обычных бетонов являются 60-65% проб песка-отсева. Но Таловский завод использовал пески без обогащения для изготовления обычных железобетонных конструкций, включая высокомарочные (марок до 500). Для изготовления тяжелых и гидротехнических бетонов могут использоваться только крупнозернистые пески, встреченные отдельными выработками. Гравий-отсев пригоден для изготовления обычного, тяжелого дорожного и гидротехнического бетонов марок до 300, для строительства автомобильных дорог и в смеси со щебнем для укладки в балластный слой ж-д. пути. Испытания сырья проводились в лаборатории Новосибирского филиала Гипротранскарьера в 1947 и 1962-64 гг. Горнотехнические условия Таловского месторождения в целом благоприятны, но осложняются значительной мощностью вскрыши (ср. - 3 м) на участке Таловский П. Глубина залегания грунтовых вод от 0,6 до 9 м. Уклон зеркала грунтовых вод - в сторону Селенги. Река Таловка в период паводков выходит из берегов и может затоплять пониженные участки и карьер, в связи, с чем вскрышные породы необходимо удалять в сторону Таловки для создания предохранительного вала. Кондиции не устанавливались. Балансовые запасы песчано-гравийной смеси составляют на 01.01.1982 г. по Таловскому, Таловским 1 и 2 участкам по кат. А+B+C1 - 4729 тыс. м3, в том числе по А+В - 1209 тыс. м3. Запасы утверждены Техническим советом Гипротранскарьера (протокол №8 от 30. 3. 1964 г.). Запасы Кукуйского участка вследствие большого коэффициента вскрыши (2,5:1) отнесены к забалансовым и составляют по кат. С - 3082 тыс. м3 гравия (песок-отсев сильно загрязнен глинистым материалом). Прирост запасов возможен за счет разведки островов и русла р. Селенги. Стоимость разведки 1 м3 песка и гравия - 0,5 коп. Суммарные затраты составили 39317 рублей. Участки Таловский и Таловский 1 эксплуатировались с 1957 по 1965 гг. Таловским заводом ЖВК, в настоящее время не разрабатываются в связи с большой загрязненностью материала. Эксплуатируется Юговский участок, где гравий-отсев характеризуется лучшим качеством. Юговский участок. Расположен на острове р. Селенги в 2 км. севернее Таловского завода ЖБК и ст. Таловка ВСЖД, с которыми связан дамбой и грунтовой дорогой, пригодной для автотранспорта. Новосибирский филиал Гипротранскарьера в 1962-63 гг. провел на участке поисковую и в 1967-68 гг. - детальную разведку (Соколов,1968). Песчано-гравийные отложения являются современными аллювиальными осадками пойменной террасы Селенги. Вскрышные породы представлены песками с содержанием глинистых частиц до 4,2%, супесями, легкими суглинками и почвенно-растительным слоем. Участок разведан на площади 703204 м2 до глубины 12,5 м на неполную мощность полезной толщи. Мощность песчано-гравийных отложений в контуре промышленных запасов от 5,9 до 6,8 м, средняя - 6,5 и, мощность вскрыши от 0,0 до 3,3 м, средняя - 0,9 м. Средневзвешенное содержание гравия-отсева в смеси составляет 57%, песка-отсева - 43%. Гравий представлен метаморфическими (46-58%), изверженными (18-32%) и эффузивными породами (14-42%). По минералогическому составу пески полевошпатово-кварцевые (кварца - 60-90%, полевого шпата и обломков горных пород 10-40%, слюды - единичные зерна). Химический состав песка не определялся. По большинству проб песок-отсев является крупным и средним песком (в пространстве не геонетризуются) и пригоден после фракционирования для производства дорожного, тяжелого, гидротехнического бетонов, для кладочных и штукатурных растворов. Гравий-отсев пригоден для приготовления дорожного, тяжелого и гидротехнического бетонов марки 400 и выше. При изготовлении гидротехнического бетона необходимы его испытания на морозостойкость. Испытания сырья проводились в лаборатории Новосибирского филиала Гипротранскарьера в 1963 г. Кондиции не устанавливались. Участок периодически полностью затопляется паводковыми водами, в связи, с чем целесообразна его разработка гидромеханизированным способом. Восточная часть участка свободна от вскрыши и отрабатывается заводом ЖВК двумя карьерами. Участки с мощной вскрышей можно отрабатывать открытым способом одним уступом с помощью экскаватора, оборудованного драглайном (с сентября по ноябрь, когда уровень грунтовых вод ниже подошвы вскрыши). Балансовые запасы сырья на 01.01.1982 г. составляют по кат. А+B+C1 - 4381 тыс. м3, в том числе по кат. А+В - 1543 тыс. м3. Запасы кат. С2 - 2700 тыс. м3. Запасы утверждены Техсоветом Гипротранскарьера (протокол №1 от 5. 4. 1968). Прирост запасов возможен за счет разведки русловых отложений р. Селенги. Суммарная стоимость разведки составила 18900 рублей. Стоимость разведки 1 м3 сырья - 0,39 коп. Юговский участок разрабатывается с 1966 г. карьером Таловского завода ЖБК Минтрансстроя треста Дальтранспром. Фактическая глубина эксплуатации -6 м. Годовая проектная мощность карьера - 50 тыс. м3 песка и гравия. Добыча сырья за 1969 г. составила 1 тыс. м3. Сырье после сортировки и обогащения используется в качестве заполнителей в производстве железобетона на Таловском заводе ЖБК. Крупная фракция (более 40 мм) после дроблении идет на изготовление ответственных конструкций. Себестоимость добычи смеси за 1969г. составила 1 руб. 10 коп.
Район Республики Бурятия - :  Кабанский район
Вид сырья:  Песчано-гравийные смеси
Вид месторождения:  разведанные по категориям А+В+С1 или С2 и учтенные балансом
Номер по карте:  302

Возврат к списку



Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
Почтовый адрес: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905 г., 11 а
Тел./факс: (301-2) 44-16-15, e-mail: info@mpr.govrb.ru
При копировании информации ссылка на источник обязательна.